Пьеса Зачем психу деньги Действующие лица: Кон - мужчина средних лет. МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 МУЖСКОЙ ГОЛОС #2 Марк - мужчина
средних лет. Инга - работник
банка, молодая девушка. Руфь - работник
банка, молодая девушка. Том – работник
банка, молодой мужчина с рыжими волосами. Капитан –
полицейский. Священик Мужчины в серых
платьях Сцена 1 Сцена представляет
собой темное пространство. Луч
света выхватывает из темноты, сидящего на табурете Кона. Он выглядит уставшим,
не брит, в сером длинном платье. Кон: (в темноту) …Я не о чем не жалею... МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): И, все же, вам не стоит быть
столь самоуверенным. То, что вы находитесь здесь это не Богу так угодно, к
этому вас подвела вся логика вашей
жизни. МУЖСКОЙ ГОЛОС #2 (из темноты): В жизни нет логики. Мир
состоит из хауса и это есть логика. МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): В вашей жизни нет нашей
логики, а в нашей жизни нет места вашей логики. МУЖСКОЙ ГОЛОС #2 (из темноты): Все это только подчеркивает
между нами разницу, как свет и тьма. Кон смотрит по
сторонам МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): Серое не есть белое, так же
как ни есть черное. Кон: (в темноту) И все же я не о чем не жалею!
Слышите!? Пауза. В темноте высветился
дверной проем, Кон встает и направляется к нему, уходит со сцены. На сцене мрак. С
одного края сцены появляется Кон в луче света. Луч и Кон медленно двигаются к
противоположному краю сцены. Неожиданно на плечо
Кона опускается рука Марка. Кон останавливается. Луч света расширяется и в нем
проявляется Марк. Кон (испугано): А? Марк: Друг мой! Куда вы идете? Кон: Я иду к себе. Марк: Дорога к себе самая сложная дорога. Кон: Я имел ввиду (луч света сужается и
Марк исчезает в темноте)… Где вы? Ушел… Кон осторожно продолжает
движение, доходит до края сцены и исчезает вместе с лучом света. Сцена
наполняется серым, тусклым светом и представляет собой барак с рядом нар и
массивной дверью с краю. Некоторые нары
заняты мужчинами в длинных серых платьях. Медленно открывается
дверь и на сцену входит Кон. Кон идет вдоль нар.
В это время тяжелая дверь захлопывается, от удара она слетает с петель и
падает. Появляются двое
мужчин в серых платьях, прилаживают дверь на место. Кон ложиться на нары
с табличкой №17, закрывает глаза. Сцена 2 Время - 70-е года,
одна из западных стран. Сцена представляет собой помещение банка. С одной
стороны на полу сидит Марк, напротив него, с другой стороны сцены, опершись
спиной на стойку, сидит с закрытыми глазами Кон, между ними связанные спина к
спине сидят на стульях заложники Инга,
Руфь и Том. У Марка и Кона в руках по пистолету. Неожиданно Кон
вскакивает с места, замирает и снова садится. Все смотрят на
Кона. Марк (Кону): Ты чего приятель!? Кон: Ты представляешь, мне приснилось, что я
умер! Марк: Зачем? Кон: Не знаю. Марк: Я имел в виду как? Тебя застрелили копы или
на электрическом стуле, а может от старости? Кон: Не знаю. Марк: Плохо дело, когда ты не знаешь, как умрешь,
неопределенность напрягает. Да старина, влипли мы с
тобой серьезно. Кон (Тому): Не смотри рыжий, на меня так, а то
убьешь меня своим взглядом (Том отвернулся в сторону). Из-за кулис
раздается голос Капитана, он говорит в громкоговоритель. Капитан (за сценой): Внимание! Напоминаю, у вас
остался один час на раздумье и после этого я буду вынужден отдать приказ
штурмовать здание. Один час, ровно один час! Кон встает, пригибаясь,
подходит к столу с телефоном, сморит на бумажку, лежащую на столе, звонит по
телефону. Кон: Один час… ( в
трубку): Алло! Дайте мне вашего капитана. (Пауза) Капитан, я хочу сказать какой
ты критин, это у тебя осталось не больше одного часа, чтобы предоставить нам
вертолет на крышу иначе все заложники погибнут. Ты меня понимаешь? Мне
наплевать, что у тебя и твоего правительства нет вертолетов, найди, где хочешь.
И не раздражай меня своим громкоговорителем, есть что сообщить, позвони по
телефону (кладет трубку). Марк: Хорошо ты его. Кон (заложникам): Так, кто из вас нажал
тревожную кнопку? (Пауза) Молчите. Уже давно бы мы спокойно ушли и оставили вас
в покое. Теперь, вам придется об этом пожалеть. Кон, пригибаясь,
возвращается на прежнее место. Пауза. Марк (Тому): Рыжий, а как ты думаешь, если нам
придется убивать заложников, кого мы убьем первого? Том тяжело вздыхает
и падает в обморок. Марк: Эй, рыжий!? Марк подбегает к графину
с водой, стоящему на столе, рядом с телефоном, наливает из него в стакан воды и выплескивает воду на
Тома. Том приходит в себя. Марк: Так то лучше рыжий!
Ты нам нужен живой, а не мертвый, иначе как мы отсюда выберемся. Но в вертолет
мы тебя с собой не возьмем, ты слишком тяжелый. Том: Меня зовут Том. Марк: Том. Рыжий Том. (Марк садится за стол). Проси
Бога рыжий Том, чтобы этот идиот капитан не начал своего штурма. Кон: Леди, а как зовут вас? Инга: Инга и Руфь. Марк: Кто Инга? Инга: Я. Руфь: Я Руфь. Кон: Инга, а чем ты занимаешься в этом баке? Инга: Я кассир. Кон: А ты Руфь? Руфь: Я всего второй день здесь работаю, прохожу
стажировку. Марк: Это ж надо как тебе не повезло, бедняжка. Руфь: Да, не повезло. Марк: Ну, ничего скоро мы улетим, продолжишь свою
стажировку по пересчитыванию недостающих денег
(улыбается). Кон: Тихо! (Марку) А ну, посмотри, что за суета
началась. Марк внимательно
смотрит вглубь сцены. Марк: Вроде бы ни чего не происходит. Кон: Надо быть на чеку. Пауза. Сцена 3 Гаснет
свет. Сцена наполняется серым, тусклым светом и представляет собой барак с
рядом нар. На
нарах с №17 в сером длинном платье лежит
с закрытыми глазами Кон, радом на нарах лежит Марк в таком же в сером длинном
платье и внимательно наблюдает за Коном. Кон просыпается в испуге, приподнявшись
тяжело дыша, оглядывается по сторонам. Марк: Что-то приснилось? Кон: Приснилось, как я с ума сошел. Марк: А ты на самом деле с ума сошел? Кон: Откуда ты знаешь? Марк: Ты сам сказал. Кон ложится на
спину. Кон: Я не сошел с ума, мне это только приснилось.
Марк: Жизнь продолжается приятель. Кон: Что есть жизнь? Марк: То, что ты выбираешь… Кон: То, что я выбираю. Когда я не понимаю, что
со мной происходит, меня это сильно пугает. Мне кажется, что кто-то другой делает
выбор за меня. Марк: В итоге, это и есть ты сам. Кон: А ты как оказался здесь? Со стороны доносится
голос, читающий молитву, он усиливается. Кон приподнимается, высматривая того,
чей голос слышен. На сцене появляется Священник,
он читает молитву и двигается вдоль
рядов нар, подходит к каждому мужчине, крестит его. Марк осторожно
встает со своего места и ложится на другое, с другой
стороны от Кона. Кон снова ложится на
спину. Кон (медленно поворачивает голову в сторону, где
лежал Марк): Ну, так, как ты здесь оказа…. (Резко разворачивается
в другую сторону, к Марку). (Пауза). Кон (Марку):
Приятель, где-то я тебя видел. Марк: Я Марк.
Ты меня не помнишь? Кон: Не помню. А что я здесь делаю? Марк: То же,
что и все. Кон: А все
что здесь делают? Марк: Мы все
умерли. Кон: Как
умерли, и я умер? Марк: И ты. Кон: А разве
это не сон. Марк: Что
есть сон? Кон
жмет плечами. Марк: Сон и
есть смерть. И разве ты не понял, что отсюда есть только два выхода. Кон: Какие? Марк: Первый, это торжество духа, второй, его забвение. Все что нам
предстоит, это испытания, и как ты его пройдешь, зависит от тебя, только ты сам
выбираешь первое или второе. Кон: И, что
это за испытание? Марк: Если бы
я знал, я бы тебе ответил. Кон: Откуда
ты все это знаешь? Марк: Я попал
сюда раньше тебя, опыт. Кон: Почему я
не чувствую своего тела? Марк: А у
тебя его нет, и у меня его нет, ты обратил внимание, что ты не хочешь ни пить,
не есть, но мы не ангелы, мы есть дух. Кон: Но я же
вижу свои ноги, руки! Марк: Это
привычка, только и всего. Кон: О Боже!
Я хочу проснуться. Марк: Когда я здесь оказался, у меня было столько же вопросов, как и
у тебя, и мне тоже рассказали. Марк тихо встает и не заметно для Кона уходит
в глубь сцены, исчезает. Кон:
А почему я здесь, зачем, что произошло, (поворачивает голову в сторону Марка,
того уже нет) что случ…. Ты где, приятель? Кон смотрит по сторонам. Гаснет свет. Сцена 4 И вновь на сцене
помещение банка. Сцена такая же как в окончании сцены
№2 Пауза. Кон (Марку): Марк, как ты думаешь, если начнется
штурм, как они это сделают? Марк (пожимает плечами): Не знаю, через двери. Кон: Двери заперты и не одну дверь им надо пройти, несколько минут уйдет, пока их будут ломать. Думаю, навряд ли. Марк: А как же они тогда… Кон: Не знаю, надо подумать, чтобы быть готовым. Руфь(тихо): Они могут пустить газ. Марк: Что!? Кон: Точно, газ! Как я об этом не подумал. (Руфь)
Молодец детка! Марк (Руфь): С чего ты взяла, что они пустят газ? Руфь: Я читала в газете о таких случаях. Марк (Кону): Старина плохо дело, если они пустят
газ. Кон: Пустить газ нужно то
же не заметно. Надо в дверях заделать щели. Кон снимает с себя
пиджак, идет к двери, бросает пиджак на пол, пытается заделать пиджаком щель
под дверью. Заделав встает. Кон: Где еще есть щели? Все осматривают
помещение. Марк: Больше нигде нет, только окно, но это
маловероятно. Кон возвращается на
прежнее место. Кон (Руфь): А ты детка сообразительная. Сколько
тебе лет? Руфь: Девятнадцать. Кон: Девятнадцать лет и читаешь газеты? Руфь (кивнула головой): Да. Кон: Ты слышал Марк. А чем ты занимался в эти
годы? Марк: Я сидел в тюрьме. Это был мой первый срок из
двух. Руфь (Марку): И за что вы его получили? Марк (Руфь): Ты действительно хочешь знать, за
что меня посадили в тюрьму? Руфь кивнула головой Марк: Ну, малышка ты меня удивляешь. Кон: А что ты хочешь, теперь молодежь не то что мы бездельники. (Марку) Так за что ты получил свой
первый срок? Марк: Я гулял с девушкой ночью по набережной и
увидел катер. Я сказал ей, хочешь я угоню для тебя
этот катер и мы с тобой поедем кататься! Она сказала, хочу. Я угнал и потом случайно
его разбил. Вот и все. Кон: Как это романтично. Руфь (Кону): А вы сидели? Кон: А я не сидел и не собираюсь. Ты думаешь,
если мы ограбили банк, то должны были обязательно отсидеть!? Руфь: Нет. Марк (Кону): Так ты чистый!? Кон: Нет, грехов за мной не мало, но я не сидел,
к сожалению или к счастью. Пауза. Марк (Тому): А ты рыжий Том, чем занимался в это
время? Том: Я учился на бухгалтера. Всю жизнь им и
проработал. Кон (Тому): Ты говоришь так, как будто твоя жизнь
сейчас закончится или уже заканчивается. Том: А что разве мала вероятность что вы нас
убьете? Кон: Ни кто вас не собирается убивать. Марк (Кону): А если штурм? Кон (Марку): Ты сам подумай, если штурм, мы
убиваем заложников, а потом убивают нас, сразу или потом, через их суд. Это
входит в твои планы? Марк: Нет. Но… Кон: Что, но? Это блеф. Пока живы заложники - нет
штурма, живы и мы. Есть штурм, убиты заложники, убиты и мы. Марк: Но нас по любому посадят в тюрьму. Кон: Посадят, но я садиться не собираюсь, это не
в моих правилах. Марк (ухмыляется): А что же мы будем делать? Кон: Блефовать. Пока блефовать. Марк задумался. Кон: Слушай Марк, ты читал Марка Твена
«Приключения Тома Сойера»? Марк: Нет. Кон: Забавно, почему я вспомнил этот эпизод. Там
Бен спрашивает у Тома, а что мы женщин тоже будем убивать? Это когда они
обсуждали возможность создание шайки разбойников. Том начитался книг, и они
хотели быть благородными разбойниками. Марк: Ни когда не думал, что Марк Твен об этом мог
написать. Кон: Так, вот Бен спрашивает, Том, что мы женщин
тоже будем убивать? С чего это ради, отвечает тот, если в книгах про это ни чего не написано. Приводишь их в пещеру и обращаешься с ними как можно вежливее, а
там они мало по малу в тебя влюбляются и уж сами более не хотят домой. Марк (улыбается): Забавная книга, надо будет
почитать. Кон: Почитай. Я со своей дочерью не раз ее
прочел. Инга (Кону): У вас есть дочь? Кон: Была у меня дочь. Инга: Почему была? Кон: Потому что она умерла. Пауза. Инга: Извините. Руфь(сочувственно):А как она умерла? Кон: Давняя история. Мы развелись с женой, она
ушла к другому, ее новый муж и моя дочь катались по
озеру на лодке, неосторожное движение и лодка перевернулась. Малышка Кэт
захлебнулась, а этого ублюдка суд оправдал. Инга: Оправдали. Кон: Да, оправдали. Я на самом деле не знаю, как
там все было, но если ты садишься в лодку с ребенком, ты отвечаешь не только за
себя, но и за ребенка. Руфь: Это ужасно. Кон: Все, закрыли эту тему. С этим ублюдком мне
еще предстоит встретиться. Кон садится на пол. Пауза. Звонит телефон. Кон встает, подходит
к телефону, берет трубку. Кон (в трубку): Да? (слушает). Кон кладет трубку. Все вопросительно
смотрят на Кона. Марк: Ну, что? Кон подходит к
заложникам, развязывает их. Кон: Решайте, кто один из вас пойдет отсюда. Марк (Кону): Ты уверен. Кон: Уверен. Инга: Пусть идет Руфь, она самая молодая. Руфь: Нет, иди ты Инга. Инга: Тогда пусть идет Том, ему плохо. Руфь: Да, пусть идет Том. Кон: Том так Том. (Тому) Иди рыжий,
и скажи им, мы не звери. Мы обычные парни, которым нужно все во лишь немного
денег в этой гребанной жизни. Том осторожно идет к
двери. Кон (Тому): Стой, иди в окно. Том: Но второй этаж… Кон: Не разобьешься, тебя подхватят, зато я буду
уверен, что сразу после того как ты выйдешь в дверь не ворвутся копы. Иди и
прыгай. Том подходит к окну,
открывает его, не спеша перелазит подоконник и
выдержав паузу прыгает в низ. Кон: До чего не воспитан,
окно за собой не закрыл. Кон осторожно
подходит к окну с боку и прикрывает створки. Затем он берет мешок с деньгами,
стоявший у стойки вытряхивает из него деньги и садится на кучу денег. Кон: Ни когда в жизни у меня не было столько
денег. Но что в них толку, когда тебя вот – вот застрелят. Марк: Ты так не говори. Кон: Говори, не говори, я чувствую, что уйти нам
не дадут. Марк: Что он тебе сказал по телефону. Кон: Он сказал, что вертолет готовят, скоро он
прилетит и сядет на крышу, и как ответный ход попросил отпустить кого-нибудь из
заложников. Марк: Зря ты ему поверил. Пока машина не прилетит
и мы в нее не сели, нельзя было этого делать. Кон: У нас еще есть полчаса. Пауза Руфь: Извините, а зачем вам столько денег? Кон (пожал плечами): не знаю. Руфь: А зачем вы так рискуете из-за них? Кон: Еще пару часов назад я точно знал зачем мне деньги, а теперь я не знаю. Марк, зачем тебе
деньги? Марк (Кону): Хм, в отличии
от тебя я знаю зачем мне деньги. Кон: Зачем? Марк: Я куплю себе яхту и уйду в море. Руфь: А зачем вам в море? Марк: Эх, детка, ты не представляешь, что такое
море! Ты, яхта и море. Инга: А когда вернетесь с моря, что будите делать? Марк задумался. Марк: Снова уйду в море. Кон: Это так романтично. Пауза. Кон ложится на
спину. Гаснет свет. Сцена
5 На
сцене темно. Луч света выхватывает из темноты, сидящего на табурете Кона в
сером платье. МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): Вы хотели со мной поговорить? Кон: Да. Я не понимаю, что со мной происходит.
Мне сказали, что я умер. МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): Умерло ваше тело. Кон: Где мой привычный мир, что со мной
происходит, почему мое тело умерло, где я, что со мной будет, как мне быть,
почему все происходит именно так, а не иначе? Почему? МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): Если у тебя есть вопросы,
значит, у тебя есть и ответы. Кон растерянно
улыбается. Кон: Как это, если бы я знал ответы, зачем тогда
вопросы? МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): Вопросы, это те же ответы.
Цветок - это вопрос, корень – это ответ. Кон задумался. Кон: Жизнь вопрос, смерть – ответ? В ответ
пронзительная тишина. Пауза Кон: Что я здесь делаю, зачем я здесь, каков мой
путь? И что это за место, кто со мной постоянно разговаривает, зачем? Так,
давай рассуждать по порядку, если у меня есть вопросы, значит, у меня есть и
ответы. Парадоксально. А может быть, это только на первый взгляд парадоксально,
а на самом деле, все может быть закономерно. И так, у меня есть вопрос, но
почему у меня есть вопрос, зачем он? Чего я хочу добиться, когда спрашиваю
себя. Мне не хватает информации и знания, поэтому я спрашиваю, чтобы получить
это. Но зачем мне информация, чтобы выстроить правильную стратегию поведения в
будущем, по другому говоря, мне хочется знать, что
будет, то есть я хочу знать будущее, но будущего нет, есть прошлое, есть
настоящее, но будущего нет. И хотя будущее это закономерное продолжение
прошлого, а значит, вопрос о будущем, а ответ вытекает из прошлого, то есть из
моего прожитого опыта. Получается если у меня есть
вопрос, у меня же и есть ответ. Но надо делать поправку
на настоящее, то, что лежит между
прошлым и будущим, и это единственная точка, в которой возможно повлиять на
будущее, но только, если понимать, осознавать прошлое и настоящее, тогда
возможно управлять своим будущим, а если этого не делать, то будущее будет
вытекать из прошлого преломляясь в настоящем без твоего участия с учетом
сложившихся обстоятельств… Кон задумался.
Пауза. Гаснет свет. Сцена 6 И вновь на сцене
помещение банка. Звонит телефон. Кон лежащий на куче купюр, встает, подходит к
телефону, берет трубку, слушает. Затем, он кладет трубку на место. Кон (спокойно): Звонил рыжий Том из автомата,
сказал, что копы готовят штурм. Все сидят, замерли. Марк: Что нам делать? Кон: Если у тебя есть вопрос, значит, у тебя есть
ответ. Марк: Как это? Кон: Не знаю. Марк (обеспокоенно): Как это… Нас перестреляют и
весь ответ. Руфь: А вы скажите им еще раз, что убьете заложника, если они начнут штурм. Марк (истерично): Да, ты скажи им. Руфь: А давайте я встану у окна, чтобы они меня
видели. Руфь встает, идет к окну,
все наблюдаю за ней. Руфь: Не бойтесь я не убегу. Марк: Нет, ты видел, она подставляет себя под пули.
Тебе (Руфь), что жить надоело? Руфь: Они не будут в меня стрелять. Кон (Руфь): Скажи мне милашка,
зачем ты это делаешь? Руфь: Я не хочу, чтобы вас убили. У вас все еще
может быть по другому. Кон: За ограбление банка дадут десять или пятнадцать лет, а может и больше,
когда я выйду из тюрьмы я буду стариком, дряхлым и ни кому не нужным. Руфь: Почему ни кому не нужным? Кон: Потому что у меня ни кого нет. Руфь: У каждого человека кто-нибудь есть, если и
нет, то есть Бог, человек не одинок. Кон (улыбается): Нет, ты смотри, как это
трогательно. Я не верю в Бога. Если бы он был, на земле не было бы столько не
справедливости. Инга встает и
становится рядом с Руфь. Инга: А я поддерживаю Руфь. И я тоже не хочу жертв
(Кону). Позвоните им и скажите, чтобы они не начинали штурма. Кон: Так они нас и послушают, это
во-первых. А во-вторых, если вы не отойдете от окна, жертвы точно будут. Инга: Ну и пусть. Я надеюсь на их благоразумие. Марк (с иронией): Кон, а может нам выйти к копам
вверх поднятыми руками и сказать, мы не хотим жертв, мать вашу! Потому что в
каждом из нас живет Бог и справедливость, забирайте свои деньги, а мы пойдем по
домам, и больше ни когда не будем грабить банки, так как не заслужили этого,
мать вашу! Кон (Руфь и Инге): Так, а ну-ка сядьте на место,
это не женское дело стоять у окна под прицелом, сядьте! Руфь: Мы не сядем, по крайней мере
я не сяду. Инга: И я не сяду. Кон: Так, кто здесь грабитель, а кто жертва, я не
понял!? Руфь: Мы все жертвы. И вы тоже. Марк(ехидно): Жертвы, это уж точно. Кон: Дамы, вас ненароком могут подстрелить, а мне
за вас отвечать. Звонит телефон. Кон поднимает трубку Кон (в трубку): Алло!? (слушает) Не вздумайте
штурмовать здание, иначе… Да, именно так. Где ваш
обещанный вертолет!? Готовится, как же
знаю, что вы готовите (кладет трубку). Идиот. Марк вопросительно
смотрит на Кона. Кон: Он тоже блефует. Марк: Все-таки штурм будет. Кон (Руфь и Инге): Уйдите от окна это лишнее. Марк подходит к
Инге, берет ее за руку, пытается увести от окна. Марк: Вам же сказали… (звучит выстрел, Марк падает
сраженный полицейской пулей). Напуганная Руфь
машинально присела на пол под окном, Кон пригнулся и кинулся к Марку, а Инга
резко открыв окно, выпрыгивает на улицу. Кон: Марк, Марк (трясет марка), ты зачем, ты… Марк лежит на спине без
движения и признаков жизни. Руфь: Его убили? Кон (замирает): Убили. Кон привстает и
делает несколько отчаянных, беспорядочных выстрелов в открытое окно, затем
пригибаясь, подходит к телефону, звонит. Кон (в трубку): Капитан, не делай больше
глупостей…. (кладет трубку). Руфь плачет. Кон
присаживается у окна на пол, рядом с телом Марка. Кон: Не плачь. Пауза. Гаснет свет. Сцена
7 На
сцене темно. Луч света выхватывает из темноты, группу людей в серых платьях медленно
идущих вдоль сцены, в группе находится Марк,
навстречу им идет Кон в длинном сером платье. Кон смотрит на людей, те,
смотрят на него. Кон: Что там?
Марк: Ничего. Все
останавливаются посреди сцены. Кон: Куда мне
идти? Марк: Куда бы
ты ни шел, все равно там ни чего нет кроме тебя. Кон
стоит в растерянности. Кон: Ни чего
нет кроме меня. Группа
повторяет хором: Ни чего нет кроме тебя. Пауза.
Гаснет свет. Сцена 8 Помещение
банка. Все как в конце сцены №6, Кон и Руфь сидят на полу под окном, Марк без
движения лежит на спине с кровавым пятном на груди. Пауза. Руфь: О чем
ты думаешь? Кон (смотрит
на Марка): Они его убили. Они его убили, зачем? Почему они его убили? Руфь: Как ни
странно, это входило в планы полицейских. Мне очень жаль. Кон: Но это
не входило в наши планы. Мы не собирались здесь умирать из-за денег. Я ничего
не понимаю, что происходит. Руфь: Ты сам
подумай, что произошло. Полицейские это машина, часть системы, их основная
задача, в том числе и убивать в подобных ситуациях. Неужели ты думаешь, что они
приедут, как Санта Клаус на санях и подарят тебе подарок на рождество, это не
входит в их обязанности. То что произошло это прогнозируемый
исход, один из самых вероятных, понимаешь. И если ты не готов это принять,
зачем вы шли на это дело. Ведь ты должен был понимать
куда и зачем ты идешь, и ты несешь ответственность за все что с тобой
происходит. Не так ли? Кон: Так.
Только я… Руфь: Так
чего же ты теперь не понимаешь? Кон: Я смотрю
у тебя ум не погодам. Руфь: Если я
еще молода, это не значит, что я не понимаю законы мироздания. Кон
истерически смеется. Руфь: И это
тоже прогнозируемо. Кон: Законы
мироздания…. Извини (Марку) Марк, эта девчонка меня так насмешила, как я давно
не смеялся. Законы мироздания. Что (Руфь) по-твоему, есть законы мироздания? Руфь: Ты
веришь в Бога? Кон: Ну, не
знаю, не знаю. Руфь: Это
очень плохо, когда человек не знает, верит он в Бога или нет, я думаю, такой
человек не знает, зачем он живет. Зачем ты живешь? Кон: Я не
спрашивал, зачем меня родили, родили и живу. Руфь: Ну, а
ты сам, как думаешь? Кон: Не знаю.
Руфь: Но,
ведь, зачем –то ты родился. Кон: Послушай
умная девчонка, у меня убили друга, я сежу над его трупом и слушаю твои морали…
Руфь: Так
может это неспроста, что именно ты сидишь над трупом своего друга, и слушаешь
мои морали. Может это не спроста, что это еще не ты
труп и у тебя есть шанс что-то изменить в своей жизни. Кон: К чему
ты клонишь, я что должен сдаться этим убийцам, чтобы они меня, в конце концов повесили. Руфь: Это уже
их проблемы, что они с тобой сделают, а твоя проблема избежать смерти и жить
ради совершенства души. Кон: Как это
ты сказала, жить ради совершенства души. Руфь: Они не
убьют тебя, я все сделаю для этого, я помогу тебе, только живи и умри своей
смертью, когда придет время. Не ты взял себе жизнь на земле и не тебе решать,
когда от нее избавится. Если тебя сейчас убьют как Марка, это все равносильно
самоубийству. Кон: Может
быть и равносильно. Но зачем я тебе нужен, чтобы ты помогала мне, чего ради? Руфь: Тебе
этого не понять, может быть, и я это не понимаю, но сердце, почему то говорит,
я должна и я могу помочь тебе. Ну, же, будь сильнее обстоятельств, не трусь, не
убегай от своей проблемы. Ведь это и есть ты сам. Кон
сидит молча, трет рукой глаза. Руфь: Пока
еще есть время, пока еще есть шанс взять инициативу в свои руки, пока еще не
начался штурм. Пауза.
Гаснет свет. Сцена 9 Сцена
наполняется серым, тусклым светом и представляет собой барак с рядом нар (сцена
№3). Кон в сером платье
лежит на нарах. В барак входит Марк,
он подходит к Кону, садится на его нары. Марк: Привет
дружище. Кон:
(приподнимается) Марк!? Марк: Да это
я. Я решил вернуться назад. Кон: Почему? Марк: Я
понял, что я еще не готов. Кон: Не
готов? А я готов? Марк: Каждый
делает свой выбор сам, когда ты будешь готов его сделать, ты уйдешь (осматривая
сцену). Я уже здесь был, я решил отсюда уйти и вот, дорога привела меня снова
сюда. Наверное, дороги бывают не только прямые, но и замкнуты в кольцо. Кольцо
значит ноль. Я уходил из этого серого тумана и сова в него вернулся. А так хотелось вырваться из этого круга, но …. Кон:
(задумчиво): Не готов. Марк: Да. Я
не готов к тому чтобы найти свою дорогу. Ты знаешь, я видел свет и шел к нему,
однако чем дольше я к нему шел, тем дальше он от меня находился. Я впал в
отчаяние и, тогда я понял, что еще не готов. Кон: Что это
за свет? Марк: Не
знаю, но мне думается, я должен там быть. Кон: Зачем? Марк: Он
зовет меня. Кон: Почему
ты так думаешь? Марк: Потому
что мы все вышли из света. И нас снова и
снова туда тянет. Дело в том, способен ли ты вернуться… Сцена 10 Сцена
вновь представляет собой помещение банка (продолжение сцены №8). Кон
и Руфь молча сидят рядом с трупом Марка. На
сцену с боку, выползает Том, ползет Кону и Руфь, те резко оборачиваются к Тому,
Кон направляет на Тома пистолет. Том: Не
стреляй, это я Том. Том
подползает к Кону. Том: Я проник
не заметно из черного входа. Об этом ходе ни кто не знает из полицейских, по
крайней мере их там нет. Но здание все окружено и
такое впечатление, что вот, вот, может начаться штурм (замечает труп
Марка)… А-а, он, что мертв… Кон: Ты зачем
сюда пришел? Том (смотрит
на Марка): Понимаете, меня замучила совесть, вы меня отпустили меня, а женщины
остались, я не могу этого вынести, возьмите меня вместо женщин в заложники, Я
справлюсь. Кон: Еще один
совестливый моралист. Мы, что ошиблись, вместо банка пошли грабить церковь!? Том: Нет, все
верно, это банк. Только меня совесть замучила, отпустите женщин. Кон: Здесь
только одна женщина. Том: А где
вторая? Кон: Вторая
сбежала, как только запахло жареным. Том: Возьмите
меня вместо одной женщины. Так даже лучше, один к одному. Кон (Тому):
Послушай рыжий Том, говоришь, ты пробрался через ни кому не известный ход!? Том: Да… Кон: А может
тебя подослали? Том: Нет, я
сам решил. Руфь (Кону):
Не уже ли ты хочешь сбежать? Это будет слишком просто. Кон: Что
значит слишком просто, это хорошая идея. Руфь: Это
только отсрочка и усугубление, и все равно от тебя мало что зависит, тебя могут
подстрелить в любой момент, тебя могут найти в любой момент и тебе уже ни кто
не поможет. Том: Да, ваше
лицо уже засвечено, вас легко найдут, рано или поздно. Звонит
телефон. Кон подходит к телефону снимает трубку, слушает. Все смотрят на Кона. Кон: Тишина,
звонок сорвался (кладет трубку на место). Руфь: А может
это ловушка, чтобы ты побежал и тебя на выходе снайпер подстрелит, как в тире. Том: Нет, это
не ловушка, я не приманка, меня ни кто не посылал, я пришел сам повелению
сердца, только и всего. Кон: Ты
права, это может быть и ловушка, а хоть даже и не ловушка, всю жизнь придется
прятаться. Руфь: Это ни
чего не решить. Пока еще от тебя что – то зависит, надо действовать, надо решиться.
Пошли, выйдем с поднятой головой, с достоинством, и тебе станет легче. Пошли! Том: Да,
пошли! Руфь
встает, пригибаясь, идет к выходу, Том осторожно встает, идет за Руфь. Руфь и Том останавливаются у выхода, смотрят на Кона. Руфь (Кону):
Ну, идем же! Кон
не уверенно поднимается с пола, и так же не уверенно идет к выходу. Они
выходят. Гаснет свет. За сценой слышны суета, крики, сирена. Кон (голос из
темноты): Нет, меня не убили, но я умер в тюрьме спустя пять лет после того как
меня туда упрятали. Не сразу, сначала я сошел с ума. Руфь, как и обещала,
поддерживала меня на суде и ходила ко
мне на свидания в тюрьму, первый год регулярно, дальше реже. Я много думал о смысле
жизни и смерти, но так и не смог понять…. Зачем психу
деньги. Сцена 11 Сцена представляет
собой темное пространство. Луч
света выхватывает из темноты, сидящего на табурете Кона. Он выглядит уставшим,
не брит, в сером длинном платье. Кон: (в темноту) …Я не о чем не жалею... МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): И, все же, вам не стоит быть
столь самоуверенным. То, что вы находитесь здесь это не Богу так угодно, к
этому вас подвела вся логика вашей
жизни. МУЖСКОЙ ГОЛОС #2 (из темноты): В жизни нет логики. Мир
состоит из хауса и это есть логика. МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): В вашей жизни нет нашей
логики, а в нашей жизни нет места вашей логики. МУЖСКОЙ ГОЛОС #2 (из темноты): Все это только подчеркивает
между нами разницу, как свет и тьма. Кон смотрит по
сторонам МУЖСКОЙ ГОЛОС #1 (из темноты): Серое не есть белое, так же
как ни есть черное. Кон: (в темноту) И все же я не о чем не жалею!
Слышите!? Пауза. В темноте высветился
дверной проем, Кон встает и направляется к нему, уходит со сцены. КОНЕЦ |